Пентти Саммаллахти. Мир, пребывающий в гармонии.

Пентти Саммаллахти описывает себя как странника, которому нравится природа великого севера, тишина, холод и море, что не мешает мастеру проникнуться природой любого края: от близкой и понятной географически России до опалённых неутомимым солнцем просторов Азии и Африки. Фотографу интересны ландшафты, люди и животные далеких мест и он пытается, весьма небезуспешно, схватить взаимоотношение всех вышеперечисленных элементов уравнения видимого мира. Но если люди и ландшафты в этом уравнении сродни переменной или даже неизвестной, то животные (наиболее часто – собаки, птицы, лошади, кошки) являются некоей постоянной, выступают в роли объединяющего мотива.

#фотограф #север #люди #животные



Пентти Саммаллахти. Мир, пребывающий в гармонии.

Пентти Саммаллахти (Pentti Sammallahti) родился в 1950 году в финской столице Хельсинки. Когда он рос, его окружали снимки родной бабушки Хильдур Ларссон (1882-1952), фотографа шведского происхождения, которая работала в хельсинкской газете «Kaiku» в начале 1900-х годов, так что можно сказать, страсть к фотографии у Саммаллахти в крови. После посещения выставки «Семья человека» в Хельсинкском зале искусств (1961) в одиннадцатилетнем возрасте, юный Пентти сделал свои первые фотографии. Три года спустя, в 1964 году Саммаллахти присоединился к Хельсинкскому клубу фотографии, а его первая персональная выставка состоялась уже в 1971 году.

Хельсинки, Финляндия, 1982

Будучи классикой и в некоторой степени эталоном современной финской фотографии, работы Саммаллахти обладают сверхъестественным ощущением момента во времени; чувствительность эта позволяет снимку впитать всю красоту окружающего мира, проявляющуюся, как в пейзажных ландшафтах, так и в частых анималистических мотивах. Постоянное присутствие на фотографиях собак словно отражает человеческий экзистенциальный опыт, при этом родство природы и человека подаётся зачастую деликатно: слегка в меланхоличной манере или напротив – с мягким юмором.

Вуоккиниеми, Карелия, Россия, 1991

Собственно, главное достоинство Саммаллахти как художника заключается в том, что его серии нельзя строго и скучно классифицировать. Да, в некоторых из них, как в азиатской, больше созерцательности, увлечённости поэтической стороной мира, или наоборот, как в восточноевропейской, упор делается больше на уличную фотографию, на людские типажи и бытийные сюжеты. Однако, если рассматривать творчество мастера в целом, можно наблюдать удивительную гармонию между всеми сферами интересов Саммаллахти. И эта гармония, текущая свободно в обоих направлениях – и через объектив к фотографу, и от фотографа к кадру – образует у зрителя чувство необъяснимой тихой радости, даже при взгляде на самые «непарадные» сюжеты.

Соловки, Белое море, Россия, 1992

Саммаллахти мастер не только в построении кадра, умении выхватить не самые крикливые визуальные архетипы, он тщательно работает с «технической» стороной вопроса. Тяготея к широкоформатной съёмке, фотограф работает как с «маленькой» плёнкой 4х5 дюймов, так и с внушительной панорамной, размером 6х14 дюймов. В 2010 году для своей ретроспективной выставки в Хельсинки Саммаллахти создал широкоформатные копии воистину внушительных размеров: 9х21 дюйм и 15х35,5 дюйма.

Москва, Россия, 1980

Будучи страстным искателем нового, совершенного метода, мастер создал собственные инновационные методы печати. Необычность формы снимков, заставила его посмотреть на сам принцип формирования и печати портфолио с неожиданной стороны. Ему принадлежит концепция «книги художника» – издания, в котором автор отвечает буквально за всё: сами фотографии, проявку и печать снимков, верстку, дизайн, типографику и часто фактический процесс печати с использованием офсетного или гравюрного метода. Этот подход напоминает задействованную французской Новой волной теорию авторского кино, возлагающую на режиссёра обязанности принимать ключевые решения во всех процессах кинопроизводства.

Автобусная остановка, Москва, Россия, 1980

С 1974 по 1991 год Саммаллахти преподавал в Университете Искусства и Дизайна в Хельсинки, уволиться откуда ему позволило получение 15-летнего(!) гранта от правительства Финляндии. Это необычайно длительный грант, который позволит любому творцу чувствовать себя независимо, но по понятным причинам экономического свойства больше он не присуждается. Будучи фотографом и преподавателем, Саммаллахти оказал огромное влияние на целое поколение фотографов-документалистов в Скандинавии и за её пределами.

Ирландия, 1978

В 2004 году выдающийся французский фотограф Анри Картье-Брессон включил Саммаллахти в число 100 своих любимых фотографов на инаугурационной выставке своего фонда в Париже, а это, согласитесь, говорит о многом. Работы Саммаллахти можно найти в Музее Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Музее изобразительных искусств Хьюстона, Национальной библиотеке, Парижа, а также в других, не менее известных собраниях Германии, Нидерландов, Швеции и, безусловно, родной Финляндии.

Ханко, Финляндия, 2014

Страница Пентти Саммаллахти.

Источник.

Ещё узнать о Севере?

Роберт Дункан. Зима… Роберт Дункан родился в 1952 году, в городе Солт-Лейк-Сити и вырос в большой семье из десяти детей. Летом он проводил время на ранчо у Вайоминге, помогая дедушке и бабушке, которые на 10000 акров земли разводили крупный рогатый скот. Ранчо было окружено открытой местностью, и Robert Duncan влюбился в сельскую жизнь и окружающую красоту. Начал рисовать уже в пять лет, а когда художнику было одиннадцать, бабушка дала ему набор красок и заплатила за три урока масляной живописи.

Юрий Васендин: Русский север В школьном учебнике, помнится, поразили меня жилые дома северян: высокие, с наружной лестницей на второй этаж, основательные. Как на заглавной работе Юрия Васендина. С удовольствием открыл для себя этого Мастера. Юрий Васендин: Русский север

Анри Престес. Они движутся по ночам. «They Drive by Night» − так называется серия снимков, которую создал фотохудожник и кинооператор Анри Престес (Henri Prestes). В этих таинственных пейзажах отражается тревожное чувство, возникающее у каждого водителя, путешествующего в ночное время по пустынной и туманной сельской местности.
Цикл был сделан в малолюдных лесистых местах Португалии и Испании. Автор попытался не только передать жутковатое ощущение опасности, возникающее во время ночной езды по незнакомой дороге, но и придать неподвижному кадру некую «кинематографичную» повествовательность, чтобы еще больше расширить эмоциональное состояние каждой фотографии.


Я в Моём мире, Одноклассниках, Фейсбуке, Вконтакте, Твиттере, Инстаграме, Телеграмме.