Виктор Колар. Хроники Остравы.

И всё-таки иногда историк во мне побеждает. Иногда мне интересно, не столько творчество, того или иного Мастера, а след в истории страны, который он оставил. Например, Виктор Колар – один из самых значимых чешских фотографов-документалистов второй половины 20-го века. В своих работах главное внимание уделяет жизни общества, а на замечания о мрачноватости снимков, словно тронутых кафкианской поэтикой, отвечает, что такова правда. А он именно её и показывает.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Родина Виктора Колара (Viktor Kolář) – Острава, промышленный город угольных шахт и литейных заводов, расположенный близко от границы с Польшей и Словакией. Во времена существования социалистической Чехословакии носил неофициальное название «стальное сердце республики».

#фотограф #чехия #чехословакия #история #жизнь #люди

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Острава – центральная тема работ Колара. Здесь он начал фотографировать с детства под руководством отца, который работал фотографом и режиссёром. В конце 50-х познакомился с фотографиями Анри Картье-Брессона, но в принцип «решающего момента» привнёс политизированный экзистенциализм. В 23 года прошла первая персональная выставка Виктора, на которой он представил фотографии беспризорных детей и индустриальные пейзажи. В 1968 году, после вторжения советских войск, эмигрировал в Канаду, но через пять лет воспользовался представившейся амнистией и вернулся домой.

Колар снимал и в Канаде, но фотографии Остравы 70-80-х считает своими самыми выразительными работами. Правда, в то время, разгуливать с Leica по шахтёрскому городу было рискованно. Кроме того, что фотокамеру могли запросто отобрать, Колару приходилось помнить о цензуре, поскольку органы госбезопасности обещали ему апартаменты в тюрьме, если он снимет конфликты или какие-то происшествия.

В своих работах Колар большое внимание уделяет жизни социума без прикрас. Ему интересно общество в целом, люди и вопросы социальной осознанности. Всё это отобразилось в его фотохронике родного города: «Я должен смотреть реалистично на новый порядок, как и на старый. Сентиментальность нас не спасёт».

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Виктор Колар. Хроники Остравы.

Сайт Виктора Колара.

Ещё несколько Мастеров.

Антанас Суткус. Мастер фотографии. Антанас Суткус (Antanas Sutkus) – классик советской и литовской фотографии, основатель Союза фотоискусства Литвы. Родился 27 июня 1939 года в деревне Клуонишкяй. В 1958-1964 годах изучал журналистику в Вильнюсском государственном университете. В одном из интервью рассказал, что копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат. Снимать начал в 1958 году.

Альфред Эйзенштадт. Уловить момент повествования. Лица. Лица людей. Людей простых и знаменитых. Простых людей в необычных ситуациях и знаменитостей в обыденных условиях. Работы Эйзенштадта стали определяющими в истории фотожурналистики. Он делал неформальные портреты королей, диктаторов, учёных, спортсменов и кинозвёзд, а также чутко изображал простых людей в будничных ситуациях. Альфред Эйзенштадт говорил, что его цель: «Найти и уловить момент повествования».

Анна Гейер. Фотоистория секундного момента. Недалеко от городка Тауплиц (Австрия) Анна Гейер (Anne Geier) снимает на свою камеру проникновенно-завораживающие фотопортреты собак, на ярком фоне природы. Австрийский фотограф снимает на камеру не только своих собственных четвероногих питомцев, но и собак своих друзей, знакомых и соседей. Анна фотограф самоучка, но то что ей удается запечатлеть на камеру просто невероятно. Фотопортреты собак получаются настолько яркие, вдохновенные, немного лирические и проникновенные, что хочется смотреть все новые и новые фотоистории, одного, секундного момента, взятого из жизни четвероного. А смотря в эти бездонные и такие добрые, и умные глаза животного, создается впечатление, что он сиюминутно общается только с тобой и делится своим «собачьим» обаянием и счастьем.

Я в Моём мире, Одноклассниках, Фейсбуке, Вконтакте, Твиттере, Гуглоплюсе, Инстаграме, Телеграмме.